Вопрос, который не дает покоя всему рынку ВЭД:
"Допускается ли оформление сертификатов соответствия на серийную схему сертификации при предоставлении Таможенной декларации, на основании которой растамаживалась партия товаров, ввозимых под Декларацию соответствия оформленную на основании 353 Постановления правительства, Приложения № 18?"
И у нас есть ответ, ну пока что только от Минпромторга! (см. ниже)
Небольшое пояснение.
С середины сентября 2024 года очень многие органы по сертификации заняли принципиальную позицию, что теперь они не будут оформлять сертификаты соответствия ТРТС на серийные схемы на основании выпущенных Таможенных декларациях, которые в свою очередь подавались с предоставлением упрощенных деклараций на партии по 353 ПП РФ.
Иными словами, если импортер использовал упрощенную декларацию по 353 ПП РФ, то в таком случае Орган по сертификации будет оформлять строго партийный сертификат на указанную продукцию.
В целом логично, но вот только логика рушится, так как теряется весь смысл Приложения № 18, Постановления правительства № 353.
А мы напомним, что оно вводилось с целью облегчения процедуры сертификации продукции в РФ в период санкционной политики Запада.
Замысел был следующий, дать возможность оформлять Декларации ТРТС сроком на 6 месяцев с последующей обязательной сертификацией или декларированием в установленном порядке на ввозимые товары, используя при этом ввезенные партии в том числе и для отбора образцов.
Получается противоречие, да и в целом, ни от ФСА, ни от Минэкономразвития, ни от Минпромторга, ни каких официальных разъяснений по этому поводу не было, иначе говоря Органы по сертификации приняли такое своеобразное решение в одностороннем, необоснованном порядке.
В связи с чем мы адресовали ряд вопросов во все вышеуказанные органы исполнительной власти с просьбой разъяснить нам порядок применительности деклараций по 353 ПП РФ в целях дальнейшей сертификации.
Можно ли использовать ДТ и ДС по 353 ПП РФ для последующего оформления серийного сертификата?
С середины сентября 2024 года очень многие органы по сертификации заняли принципиальную позицию, что теперь они не будут оформлять сертификаты соответствия ТРТС на серийные схемы на основании выпущенных Таможенных декларациях, которые в свою очередь подавались с предоставлением упрощенных деклараций на партии по 353 ПП РФ.
Иными словами, если импортер использовал упрощенную декларацию по 353 ПП РФ, то в таком случае Орган по сертификации будет оформлять строго партийный сертификат на указанную продукцию.
В целом логично, но вот только логика рушится, так как теряется весь смысл Приложения № 18, Постановления правительства № 353.
А мы напомним, что оно вводилось с целью облегчения процедуры сертификации продукции в РФ в период санкционной политики Запада.
Замысел был следующий, дать возможность оформлять Декларации ТРТС сроком на 6 месяцев с последующей обязательной сертификацией или декларированием в установленном порядке на ввозимые товары, используя при этом ввезенные партии в том числе и для отбора образцов.
Получается противоречие, да и в целом, ни от ФСА, ни от Минэкономразвития, ни от Минпромторга, ни каких официальных разъяснений по этому поводу не было, иначе говоря Органы по сертификации приняли такое своеобразное решение в одностороннем, необоснованном порядке.
В связи с чем мы адресовали ряд вопросов во все вышеуказанные органы исполнительной власти с просьбой разъяснить нам порядок применительности деклараций по 353 ПП РФ в целях дальнейшей сертификации.
Можно ли использовать ДТ и ДС по 353 ПП РФ для последующего оформления серийного сертификата?
Скачать ответ файлом можно тут
Ниже текст официального ответа Минпромторга:
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» (далее – постановление № 353) принято во исполнение Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 18 которого предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, предусматривающие особенности оценки соответствия выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации продукции (в том числе в зависимости от страны происхождения такой продукции) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям, устанавливаемым до дня вступления в силу технических регламентов, в отношении порядка (схем, процедур) оценки соответствия в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирования соответствия), экспертизы и (или) в иной форме, сроков действия документов, подтверждающих соответствие, и их продления, а также особенностей ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в том числе образцов продукции, необходимых для проведения процедур оценки соответствия (далее – Особенности).
При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 10 постановления № 353 разъяснения по вопросам применения Особенностей (за исключением пункта 7) даются Минэкономразвития России.
Вместе с тем полагаем целесообразным отметить следующее.
Согласно положениям статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее соответственно – Договор, Союз) продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза). При этом оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов осуществляется до выпуска ее в обращение.
В соответствии с пунктом 2 Протокола о техническом регулировании (приложение № 9 к Договору) (далее – Протокол) «выпуск продукции в обращение» – это поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
Пунктом 5 Протокола установлено, что оценка соответствия объектов технического регулирования, указанных в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.
Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44 (далее соответственно – Типовые схемы, Решение № 44).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Решения № 44 Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621, применяется при проведении оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза (Таможенного союза), принятых до даты вступления в силу Решения № 44, в части, не противоречащей установленным в указанных технических регламентах Союза (Таможенного союза) положениям, до внесения в них изменений, касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия, на основе Типовых схем.
Таким образом, реализация и применение положений Типовых схем предусматривается посредством внесения изменений в технические регламенты Союза (Таможенного союза), касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия на основе Типовых схем.
Пунктом 41 Типовых схем установлено, что отбор образцов (проб) продукции проводится:
а) для серийно выпускаемой продукции – на складе готовой продукции изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), складе временного хранения, таможенном складе, в емкости транспортного средства или на производственной линии готовой продукции;
б) для партии продукции – на месте нахождения партии (на складе готовой продукции изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), складе временного хранения, таможенном складе или на складе получателя при ответственном хранении, в емкости транспортного средства или на производственной линии готовой продукции).
Пунктом 6 Особенностей установлено, что в целях выпуска в обращение (в том числе ввоза) на территории Российской Федерации продукции, подлежащей оценке соответствия обязательным требованиям в форме сертификации или декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), допускается проведение оценки соответствия указанным обязательным требованиям в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств заявителя (далее – упрощенная декларация).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 6 Особенностей установлено, что в отношении каждой партии продукции, выпущенной в обращение на основании упрощенной декларации, информация о которой подлежит размещению на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» согласно пункту 1 части 3 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», в течение 6 месяцев заявитель должен подтвердить соответствие такой партии продукции в форме сертификации или декларирования соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза или в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании).
Пунктом 8 Особенностей установлено, что для целей сертификации или декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), отбор проб (образцов) продукции для проведения исследований (испытаний) и измерений может осуществляться из партии продукции, ввезенной на территорию Российской Федерации в соответствии с декларацией о соответствии, оформленной на основании пункта 6 Особенностей.
При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 10 постановления № 353 разъяснения по вопросам применения Особенностей (за исключением пункта 7) даются Минэкономразвития России.
Вместе с тем полагаем целесообразным отметить следующее.
Согласно положениям статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее соответственно – Договор, Союз) продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза). При этом оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов осуществляется до выпуска ее в обращение.
В соответствии с пунктом 2 Протокола о техническом регулировании (приложение № 9 к Договору) (далее – Протокол) «выпуск продукции в обращение» – это поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
Пунктом 5 Протокола установлено, что оценка соответствия объектов технического регулирования, указанных в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.
Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44 (далее соответственно – Типовые схемы, Решение № 44).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Решения № 44 Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621, применяется при проведении оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза (Таможенного союза), принятых до даты вступления в силу Решения № 44, в части, не противоречащей установленным в указанных технических регламентах Союза (Таможенного союза) положениям, до внесения в них изменений, касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия, на основе Типовых схем.
Таким образом, реализация и применение положений Типовых схем предусматривается посредством внесения изменений в технические регламенты Союза (Таможенного союза), касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия на основе Типовых схем.
Пунктом 41 Типовых схем установлено, что отбор образцов (проб) продукции проводится:
а) для серийно выпускаемой продукции – на складе готовой продукции изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), складе временного хранения, таможенном складе, в емкости транспортного средства или на производственной линии готовой продукции;
б) для партии продукции – на месте нахождения партии (на складе готовой продукции изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), складе временного хранения, таможенном складе или на складе получателя при ответственном хранении, в емкости транспортного средства или на производственной линии готовой продукции).
Пунктом 6 Особенностей установлено, что в целях выпуска в обращение (в том числе ввоза) на территории Российской Федерации продукции, подлежащей оценке соответствия обязательным требованиям в форме сертификации или декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), допускается проведение оценки соответствия указанным обязательным требованиям в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств заявителя (далее – упрощенная декларация).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 6 Особенностей установлено, что в отношении каждой партии продукции, выпущенной в обращение на основании упрощенной декларации, информация о которой подлежит размещению на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» согласно пункту 1 части 3 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», в течение 6 месяцев заявитель должен подтвердить соответствие такой партии продукции в форме сертификации или декларирования соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза или в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании).
Пунктом 8 Особенностей установлено, что для целей сертификации или декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), отбор проб (образцов) продукции для проведения исследований (испытаний) и измерений может осуществляться из партии продукции, ввезенной на территорию Российской Федерации в соответствии с декларацией о соответствии, оформленной на основании пункта 6 Особенностей.
Ну что ж, а мы ждем ответы от Росаккредитации и Минэкономразвития и пытаемся разобраться в этой ситуации до конца